Мониторинг социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в ОО и ПО
ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА – создание системы профилактики незаконного (немедицинского) потребления и раннего выявления употребления наркотический средств и психотропных веществ.
Субъект законодательной инициативы предлагает в качестве одного из условий сокращения масштабов незаконного (немедицинского) потребления наркотиков организацию и проведение профилактической работы как среди групп риска и потребителей наркотиков в среде несовершеннолетних, так и среди населения в целом.
Нормы законопроекта предполагают создание системы ранней диагностики потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, элементами которой должны быть введение социально-психологического тестирования обучающихся с целью выявления групп риска, а также проведение лабораторного тестирования упомянутой категории лиц в выявленных группах риска. Мероприятия, реализация которых предполагается нормами рассматриваемого законопроекта, по нашему мнению, носят исключительно профилактический характер и не имеют своей целью привлечение к юридической ответственности и назначение наказания. Представляется правильным определить задачей вводимого обследования оказание своевременной и конкретно-адресной помощи обучающимся, а также упорядочивание профилактической деятельности в образовательных учреждениях.
Современная нам правовая система Российской Федерации позволяет сделать вывод о разрозненности и бессистемности проводимых отдельными субъектами федерации и муниципальными образованиями мероприятий по профилактике употребления несовершеннолетними лицами наркотических средств и психотропных веществ. Основная проблема, с которой сталкиваются упомянутые субъекты нормотворчества в случаях самостоятельного тестирования учащихся – отсутствие нормативно-правового регулирования на уровне Российской Федерации, регламентирующей основания и порядок проведения подобных мероприятий. В связи с указанным правовым вакуумом, в каждом из субъектов федерации, проводящих тестирование, сформировалась своя правоприменительная практика, а также с целью реализации поставленных задач издавались нормативные акты различных уровней законодательной и исполнительной власти субъекта. Параллельно, вопросы выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в среде обучающихся регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований. Подобная практика субъектов федерации и муниципальных образований по профилактике и раннем выявлении немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ не может быть признана оптимальной для развития российской правовой системы и нуждается в упорядочивании, унификации при помощи федерального законодательства.