КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
Оценка качества образования
Региональный центр оценки качества образования «Эксперт» занимается проведением оценочных процедур, мониторинговых исследований и сопровождением аттестации педагогических работников

 

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это международное сопоставительное исследование читательской грамотности. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Национальным координатором реализации исследования PIRLS в Российской  Федерации  является  ФГБУ  «Федеральный  институт оценки  качества  образования».

Циклы исследования PIRLS: 2001, 2006, 20112016, 2021 гг.

Российская Федерация принимает участие в исследовании PIRLS на регулярной основе, начиная с самого первого цикла.

Целью исследования является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности национальных систем образования.

В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

  • чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
  • чтение с целью освоения и использования информации.

 В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

  • нахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Исследование проводится один раз в 5 лет и к настоящему моменту проведены пять исследовательских  циклов: в 2001 году (35 стран), в 2006 году (40 стран), в 2011 году (49 стран), в 2016 году (50 стран и 11 территорий), 2021 (66 стран и 5 территорий).

  В 2021 году исследование впервые проходит в электронном формате. Электронный формат подразумевает введение в исследование компонента ePIRLS, который исследует то, насколько хорошо учащиеся читают, интерпретируют и оценивают информацию в среде, похожей на Интернет. Они изучают веб-страницы, отвечают на вопросы, объясняют взаимосвязь явлений, интерпретируют и интегрируют информацию. Страницы содержат визуальную информацию, такую как фотографии, графики и карты, а также анимацию, гиперссылки и всплывающие окна.

Начиная с 2001 года страны, участвующие в исследовании PIRLS, раз в пять лет получают значительную информацию, позволяющую всем, от кого зависят результаты образования, принимать выверенные, обоснованные стратегические решения. Масштаб этих решений различен – от целой страны до отдельного класса, однако именно от таких решений зависит судьба читательской грамотности подрастающего поколения. 

Исследование PIRLS позволяет странам принимать научно обоснованные решения для улучшения читательских навыков. Страны используют результаты исследования для:

  • отслеживания тенденций результативности на уровне системы в глобальном контексте;
  • отслеживания влияния новой или пересмотренной образовательной политики;
  • выявления слабых мест и разработки реформ учебных программ;
  • улучшения преподавания и обучения посредством анализа данных исследования PIRLS;
  • проведения сопутствующих исследований;
  • получения обширных данных о домашних и школьных условиях для обучения чтению.

 

https://ioe.hse.ru/data/2017/12/05/1161526597/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202017-12-05%20%D0%B2%2014.18.02.png.(600x440x123).png В 2001 году российские четвероклассники показали не самые высокие результаты (средний балл - 528) и Россия заняла 16 место в рейтинге 35 стран-участниц. Абсолютным лидером оказалась Швеция - школьники этой страны показали средний результат в 561 балл.

  • Результат России в PIRLS-2006 называют “неожиданной победой” (см. книгу с одноименным названием) - средний балл российских четвероклассников вырос до 565, что позволило России занять первое место среди 45 стран-участниц.

    В 2011 году самый высокий средний балл показал Гонконг - 571, что обеспечило ему первое место среди 45 стран.

    В 2016 году Россия подтвердила свое лидерство - результаты четвероклассников выросли на 13 баллов по сравнению с предыдущей волной, что соответствует первому месту в рейтинге стран.

    Таким образом, в 2001 году российские школьники показывали такой же уровень читательской грамотности, как и еще восемь стран-участниц. К следующей волне PIRLS только три из них (включая Россию) вырвались вперед, закрепив свой успех в волнах 2011 и 2016 гг.

 

 

2001(35 стран)

2006 (40 стран)

2011 (49 стран)

2016 (50стран и 11 территорий)

1 место

Швеция

Россия

Гонконг

Россия

2 место

Нидерланды

Гонконг

Россия

Сингапур

3 место

Англия

Канада

Финляндия

Гонконг

 

Результаты исследования PIRLS-2021  будут  опубликованы  в декабре 2022 года.