КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
Оценка качества образования
Региональный центр оценки качества образования «Эксперт» занимается проведением оценочных процедур, мониторинговых исследований и сопровождением аттестации педагогических работников

PIAAC - международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies), которая проводится по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Данное исследование помогает правительствам осуществлять оценку, мониторинг и анализ уровня профессиональных навыков и их распределения среди взрослого населения, а также степени использования профессиональных навыков в различных ситуациях.

Исследование проводится циклично, начиная с 2008 года, как в странах ОЭСР, так и в странах-партнерах организации.  Число стран, охваченных программой исследования постепенно увеличивается.

 

Длительность 1-го цикла составляет 3 года:

  1. Подготовка к проведению исследования;
  2. Апробация исследования;
  3. Проведение исследования, анализ и публикация результатов.

В первом цикле (2008-2013) приняли участие 24 страны: Австралия, Австрия, Фландрия (Бельгия), Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Словакия, США, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Южная Корея, Япония.

Во втором цикле (2012-2016) PIAAC реализуется еще в нескольких странах: Греции, Израиле, Индонезии, Литве, Новой Зеландии, Сингапуре, Словении, Турции, Чили.

В третьем цикле (2016-2019)  участвовали следующие страны-партнеры ОЭСР: Эквадор, Венгрия, Казахстан, Мексика, Перу, США.

Основные элементы исследования профессиональных навыков взрослых (PIAAC) включают в себя следующие параметры:

Инструментарий исследования:

  • Биографическая анкета позволяет собрать многоплановую информацию о респонденте: возраст, образование, профессиональный статус, сфера занятости и др., а также данные об использовании навыков на рабочем месте и в повседневной жизни.
  • Тестовые задания позволяют оценить компетенции взрослого населения в трех сферах: грамотность в области чтения, математическая грамотность, способность решения задач в технологически насыщенной среде.

 Участие России в PIAAC

Это первое масштабное исследование навыков взрослых, в котором приняла участие Российская Федерация. В целом в исследовании, проводившемся в 2013 году, приняли участие 157 000 человек в возрасте от 16 до 65 лет, из которых в России более 5000 взрослых из 94 населенных пунктов 25 регионов страны.

Средний балл России в области чтения составляет 275 баллов, в то время как средний балл по странам ОЭСР равен 273 баллам (разница между средними баллами по статистическому критерию является значимой). Россия занимает 8-е место по грамотности чтения среди 24 стран-членов ОЭСР.

Средний балл России по математической грамотности составляет 270 баллом; средний балл по странам ОЭСР равен 269 баллам (разница между баллами не значима). Россия занимает 13-е место по математической грамотности среди 24 стран-членов ОЭСР.

Тем не менее, россияне слабо владеют информационными технологиями. Так, у 33,6% российских респондентов отсутствуют компетенции по решению задач в технологически насыщенной среде. В странах ОСР данный показатель составляет лишь 19,5%.

Средний балл по грамотности в области чтения взрослых России равен 275 баллам; средний балл по странам ОЭСР равен 273 баллам (разница между средним баллом России и стран ОЭСР по статистическому критерия является значимой). Средний балл по математической грамотности взрослых России составил 270 баллом; средний балл по странам ОЭСР равен 269 баллам (разница между результатами не является значимой). Таким образом, россияне показали результат выше среднего, заняв 8-е место по грамотности чтения и 13-е — по математической грамотности среди 24 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).


Грамотность в решении жизненных задач

Показатели среди мужчин и женщин

Одна из задач современной образовательной политики — формирование ключевых компетенций, необходимых для обеспечения успешности человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни и для создания условий экономического роста страны в целом. в XXI веке человек должен эффективно действовать в высокотехнологичной среде, уметь искать, структурировать и анализировать информацию для решения жизненных задач. PIAAC переносит акцент со знаний на компетенции: на оценку возможностей.

Результаты представлены по изучаемым ключевым компетенциям взрослых: грамотности в области чтения, математической грамотности и решения задач в технологически насыщенной среде.

По грамотности в области чтения 11% взрослых находятся на первом уровне, при этом 10%достигают наивысших четвертого и пятого уровней. По математической грамотности около 12%респондентов находятся на первом уровне; результатов наивысших четвертого и пятого уровней достигают около 8% взрослого населения России.

Показатели возрастных групп

Задания на грамотность чтения нацелены на поиск необходимой информации, ее анализ и адекватную интерпретацию. Выполняя задания, направленные на оценку математической грамотности, респонденты должны использовать навыки вычисления, необходимые при решении аналогичных задач в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Тестовые задания, направленные на оценку грамотности в технологически насыщенной среде, отражают как простейшие навыки обращения с компьютером (например, использование прокрутки экрана в работе), так и способность решать комплексные задачи при работе в сети Интернет и с различными компьютерными приложениями.

Граждане России продемонстрировали относительно низкий уровень владения информационными технологиями — высокий уровень компетентности в этом разделе показали лишь 25,9% взрослых. Больше 48,5% россиян совсем не владеют навыками решения задач с помощью цифровых технологий.

Тестовые задания, направленные на оценку грамотности в технологически насыщенной среде, отражают как простейшие навыки обращения с компьютером (например, использование прокрутки экрана в работе), так и способность решать комплексные задачи при работе в сети Интернет и с различными компьютерными приложениями.

Грамотность молодежи

В рамках PIAAC особое внимание уделялось молодежи — лицам в возрасте 16-24 года.
Население России в возрасте 16-24 года показало средние результаты по грамотности чтения. Более высокие результаты в части грамотности чтения показываю молодые финны и голландцы, а американцы и британцы — более низкие. Кроме того, население России в возрасте 16-24 года показало средние результаты по математической грамотности. Более высокие результаты в части математической грамотности продемонстрировала молодежь Финляндии и Японии. У американцев и французов — более низкие результаты.

«Образованный» = «грамотный»?

Как и в большинстве стран ОЭСР, в Российской Федерации наиболее высокие результаты показали самые образованные россияне. Однако между российскими результатами PIAAC и средними по ОЭСР результатами исследования есть существенные различия. Россияне со средним и средним профессиональным образованием демонстрируют более высокие показатели грамотности, чем граждане ОЭСР с таким же уровнем образования. Напротив, россияне с высшим образованием демонстрируют более низкие баллы PIAAC, чем граждане стран ОЭСР с высшим образованием. На этом основании можно предположить, что в России высшее образование не всегда дает прирост владения ключевыми компетенциями. Однако этот результат еще нуждается в дальнейших исследованиях.

Участие россиян в образовании взрослых

В рамках концепции PIAAC предполагается, что человек должен поддерживать владение необходимыми навыками и ключевыми компетенциями, включая грамотность чтения, математическую грамотность и решение задач в технологически насыщенной среде на требуемом уровне. В этом ему помогает различная образовательная активность, в частности — участие в образовании взрослых. В рамках PIAAC «образованием взрослых» принято считать любые курсы, тренинги, обучающие семинары, воркшопы, в которых принимал участие человек, достигший 25 лет. Второе высшее, аспирантура, магистратура в «образование взрослых» не входят. Исследование PIAAC показало, что интерес россиян к участию в образовании взрослых невелик. Только 22,87% россиян принимало участие в образовании взрослых в течении 12 месяцев до проведения исследования. Это меньше, чем в любой стране ОЭСР. Сопоставимый результат — только у Италии (23,76% участников PIAAC). Для сравнения — в США эта доля составила 57,11% участников PIAAC, в Германии — 51,23%, в Польше — 34,35% участников PIAAC.