КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
Оценка качества образования
Региональный центр оценки качества образования «Эксперт» занимается проведением оценочных процедур, мониторинговых исследований и сопровождением аттестации педагогических работников

ICCS_2016_logo_150x261.png

ICCS – международное исследование качества граждановедческого образования 14-летних школьников (International Civic and Citizenship Study). Данное исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Целью исследования является выявление знаний и понимания гражданской позиции молодого поколения, его самоопределение в социальном обществе в 21 веке. Для достижения данной цели при проведении исследования также изучаются убеждения, ценности, взгляды (отношения), намерения и поведение учащихся в современном обществе. Кроме того, в рамках исследования осуществляется сбор и анализ широкого спектра контекстных данных, полученных непосредственно от политических деятелей, учителей, директоров школ и самих учащихся, касающихся организации и содержания гражданского воспитания и гражданского образования в учебных программах, квалификации и опыте учителей, школе, среде и климате, а также дома и в обществе. 

И CIVIC, и ICCS - международные исследования программ и стандартов школьного образования по граждановедению организованные IEA (International Association for the Evaluation of Education Achievements).

Основные ценности, лежащие в основе концепции авторов исследования программ и стандартов школьного образования по граждановедению CIVIC и ICCS, - "демократическое, правовое государство". В этой связи основная часть тестовых материалов была связана с политико-правовой сферой жизни общества: общие представления о демократической стране; политическая деятельность в условиях демократии; деятельность общественных организаций; избирательная система; управление демократической страной; права человека, гражданские свободы, обязанности граждан; законы и суд в демократической стране; международные правовые документы.

Ряд заданий проверял знание вопросов экономической политики.

В исследовании CIVIC и ICCS изучаются не только программы и стандарты школьного образования по граждановедению и знания учащихся в этой области, но и их интеллектуальные умения, мнения, способность применять свои знания в воображаемых ситуациях, личное отношение к ряду социальных вопросов.

Исследование направлено на изучение шести основных вопросов:

  • Различия в уровне граждановедческих знаний;
  • Изменения в содержании знаний учащихся с 1999 года;
  • Интерес учащихся к участию в общественной и политической жизни;
  • Восприятие угроз для гражданского общества;
  • Особенности системы образования школ и классов, связанные с гражданским образованием;
  • Аспекты характеристик учащихся и их взаимосвязь с результатами гражданского образования.

Структура заданий включает в себя 4 содержательные области:

  • гражданское общество и системы;
  • гражданские принципы;
  • гражданское участие;
  • гражданственность и гражданская идентичность.

Тестовые материалы разработаны на типичных ситуациях жизни гражданского общества и носят обобщенный характер. Задания не привязаны к какой-либо определенной программе, стандарте школьного образования по граждановедению или учебному пособию. Они ориентированы на знания и представления учащихся, полученные из различных источников, в том числе сформированные окружающей жизнью.

В первой части исследования программ и стандартов школьного образования по граждановедению CIVIC было представлено тридцать восемь заданий с выбором ответа из четырех предложенных вариантов. Подавляющее большинство этих заданий - типичные тестовые задания, проверяющие тот или иной элемент содержания граждановедческих знаний или представлений. Однако, наряду с такими предложены и нетрадиционные задания, основанные на карикатурах, текстах соответствующей проблематики, на анализе предложенных утверждений, которые следовало дифференцировать на факты и мнения.

Вторая часть теста исследования программ и стандартов школьного образования по граждановедению CIVIC представляла собой анкету из 17 блоков заданий, часть из которых носила чисто социологический характер, часть - социально-психологический.

В третьей части исследования программ и стандартов школьного образования по граждановедению CIVIC был представлен массив рейтинговых заданий. Их можно разделить на две группы: задания, проверяющие знания, в том числе по сложным, собирательным понятиям (например, "демократия" или "государство"); задания, выявляющие отношения учащихся к тем или иным социальным и политическим явлениям, событиям, процессам, а также к содержанию школьного образования в области граждановедения.

Рейтинговые задания в исследовании программ и стандартов школьного образования по граждановедению CIVIC были сгруппированы по смысловым блокам, основанным на шкалах типа "очень плохо - очень хорошо", "совсем неважно - очень важно", "совершенно не согласен - полностью согласен", "никогда - всегда", "никогда - часто", "я определенно не буду этого делать - я стану это делать обязательно".

Каждая шкала давала четыре позиции, пятой была представлена позиция "не знаю". Ответы на тестовые задания в исследовании программ и стандартов школьного образования по граждановедению CIVIC предполагали не простое воспроизведение содержания граждановедческого курса, изученного и оставшегося в памяти, но прежде всего проявление ряда умений: сравнивать, обобщать, находить главное и т.п. И что немаловажно - выражать свое мнение и свое отношение по вопросам, больше связанным с окружающей жизнью, чем с конкретным школьным предметом. Так, многие задания исследования программ и стандартов школьного образования по граждановедению CIVIC содержали требование определить наиболее существенную характеристику того или иного общественного явления или определить, что является нарушением того или иного порядка, права. Часть заданий требовала моделировать действия, прогнозировать те или иные суждения, аргументы, определять поступки тех или иных лиц, групп, организаций по аналогии с действиями, которые уже имели место.

ICCS базируется на исследованиях IEA, которые проводились в 1971 году в 9 странах (CIVICED) и в 1999 году в 28 странах (CIVED).

Исследование ICCS проводилось в 2009 году, в нем приняли участие 38 стран. Следующий цикл ICCS будет проводиться в 2016 году.

Участие России в ICCS

Россия принимала участие в исследовании ICCS-2009.

Выборка по РФ включала в себя следующие параметры:

  • 45 регионов;
  • 210 образовательных учреждений;
  • 4480 учащихся;
  • 3380 учителей.

Результаты

  • Средний балл IEA: 503-506
  • Греция, Австрия, Люксембург < 503
  • Средний балл России = 506 (15-16 место)
  • Швеция, Финляндия, Эстония > 506

При оценке результатов исследования выделяют 3 уровня подготовленности учащихся:

  • Уровень 1 (от 395 до 478 пунктов шкалы) характеризуется знакомством с фундаментальными принципами и широкими понятиями гражданства; учащиеся могут определить, что «справедливо» или «несправедливо» в знакомых контекстах.
  • Уровень 2 (от 479 до 562 пунктов шкалы) – учащиеся демонстрируют некоторые специфические знания и понимания наиболее известных гражданских институтов, систем и понятий. Они понимают взаимосвязь гражданских институтов, процессов и систем в которых они действуют.
  • Уровень 3 (563 пункта по шкале и выше) – учащиеся демонстрируют понимание практики активного гражданства как средства достижения определенной цели, а не как «автоматическую реакцию» ожидаемую в данной ситуации.

 

Россия

В среднем по ICCS

Ниже уровня 1

10%

16%

1 уровень

29%

26%

2 уровень

36%

31%

3 уровень

26%

28%